13:23 

Амели Нотомб, "Кодекс принца. Антихриста"

Мурлыканье
мурмурмур и два ахоге
После Нового года я как-то методично растеряла все буквы, которыми можно говорить о книжках, и это очень заметно.
Амели Нотомб пишет очень трогательные романетки про то, что происходит у читателя внутри, а не снаружи. Поэтому и книги у неё состоят не из последовательного описания каких-то ясных действий, а из того, как ощущаешь себя, когда не знаешь всего на свете. Если плясать от противоположного, то возьмём, например, Диккенса. Всё чётко, всё ясно и персонажи вообще-то не страдают от того, что не знают о каких-то факторах, влияющих на их жизнь. Потому что автор всё знает. Так вот, Нотомб не знает, а персонажи знают ещё меньше. И каждая книга — это череда вопросов о происходящем в тебе и вне тебя каждый день. От непонятных действий других людей до разрушительной самокритики.
"Кодекс принца" — история насквозь ирреальная начинается с разговора главгероя Батиста неизвестно где неизвестно с кем о том, что никого не следует пускать в свой дом, потому что человек в вашем доме может запросто умереть. Просто потому что может. На следующий день к Батисту заходит швед, очень на Батиста похожий, говорит, что у него неполадки с машиной и просит телефон. И умирает. Батист много думает, потом берёт чужую личность, машину этой личности (которая, между прочим, в полном порядке) и едет по адресу в паспорте (и буквально сразу же натыкается на уличный телефон). Тут надо заметить, что, несмотря на такую завязку, это не триллер и не детектив. Мы так и не узнаем, намеренно ли Батисту подкинули труп и кто разговаривал с ним на первых страницах. Это вообще книга не о персонажах и не о действии. Дальше (не)Батист попадёт в абсолютное безвременье, где люди обретают спасение от своей предыдущей жизни и от предыдущих имён; безвременье, полное смутных догадок и абсурдных вопросов; безвременье, где полярный круг не отличается от роскошной виллы. Как у персонажей нет прошлого и будущего, так и у книги нет чёткого начала или финала. Потому что все мы так живём — не контролируя ни своё рождение, ни свою смерть.
"Антихриста". Гораздо более ясная история, чем предыдущая. Невзрачная девочка-подросток Бланш, которая никогда ни с кем не дружила, внезапно находит подругу Христу — популярную, успешную, властную. Социопатку. Которая может отобрать у Бланш всё, включая саму Бланш (там, кстати, есть очень милый момент про любовь к чтению и что отобрать можно даже это). Это книга очень о том, что происходит, когда тебе шестнадцать, и ты не понимаешь, что происходит. Когда на тебя сваливаются все вопросы мира, от оценок до предательства. Когда тебя критикуют все, включая тебя, а твоя жизнь принадлежит кому угодно, только не тебе. Романетка очень убедительна в плане: да, подростки действительно так чувствуют, и да, социопаты действительно так действуют.
В общем, Нотомб — это отнюдь не эскапистское чтение, но и не такое, когда много думаешь, потому что думаешь тут только о том, как паршиво бывает в шестнадцать, например. Но почему бы и не сбежать от себя на полтора часа, чтобы в очередной раз понять, что от себя не сбежишь.

@темы: о книгах

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

When in doubt, go to the library

главная