Мурлыканье
мурмурмур и два ахоге
Аннотации позиционируют книгу как прогулку архитектора Майкла Соркина от дома до работы, которая занимает как раз двадцать минут. Собственно, сам Соркин начинает книгу именно с этого, но довольно быстро становится ясно, что это такая обманка: Манхэттен Соркина действительно вырастает вокруг его собственного дома, но дорога тут не столько физическая, сколько социокультурная. Автор вспомнит и первых жильцов их многоквартирного дома, и законы, что организуют ежедневное пространство (например, постановление убирать за собаками), и ежедневные ситуации, в которых людям отведено гораздо больше места, чем зданиям. Впрочем, о чём эта книга на самом деле, проясняется уже ближе к середине, потому что истинную тему Соркин озвучивает только один раз, но косвенно оплетает её улицами, проулками, автомобилями, деревьями и тротуарами. Это книга про 11 сентября, которое случилось на глазах у Соркина как раз на его ежедневном двадцатиминутном пути — и перевернуло всё его осознание повседневного пространства. Это книга о том, как выпукло прорисовывается публичное пространство, когда ты его наконец видишь как нечто изменчивое и непостоянное; полное людьми, которые разделяют твои эмоции; ежеминутно связанное с историей, политикой, искусством, арендной платой и, конечно, с теми же людьми.
Это книга о попытке описать публичное пространство, чтобы организовать и обезопасить его хотя бы у себя в голове. Но, несмотря на такую психотерапевтическую и где-то страшную причину, она написана очень обаятельно, с юмором и самоиронией. Например, говоря о всё том же законопроекте, что обязывает убирать за собаками, Соркин вспоминает возмущение иудеев и дискуссию "можно ли убирать в шабат" или попытку продвинуть свой собственный проект по превращению дерьма в уличное искусство: Соркин предлагал ввести формочки на длинных палках.
Где-то это скучное чтение, потому что автор пишет о том, что окружает его, то есть про архитектуру Сохо и Трайбеки; но очень человечное, потому что он пишет про то, что волнует нас безотносительно архитектуры и политики, ведь мы все осваиваем наше общее публичное пространство каждый день и желаем, чтобы оно было безопасным — даже если никто не может этого гарантировать.

@темы: о книгах