Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
12:09 

Сол Беллоу, "Жертва"

Мурлыканье
мурмурмур и два ахоге
Это ужасная книга, которую я прочитала залпом, просто чтобы не растягивать, потому что это хуже фильмов Хичкока.
Аса Левенталь, обычный офисный работник, у которого есть несправедливое начальство, жена в командировке, трусливый брат, невежественная жена брата и грызущий его изнутри еврейский вопрос, как-то днём идёт в парк и натыкается на старого знакомого Олби, который однажды в его присутствии нехорошо пошутил про евреев. Олби уверен, что после той его шутки Левенталь ему и отомстил: Олби теперь не берут ни на какую работу, жена умерла, все отвернулись и во всём этом виноват, конечно, Аса. Дальше история начнёт раскручиваться инфернальными кругами: Олби будет постепенно захватывать жизнь Левенталя, роясь по ящикам в его доме, преследуя, обвиняя и вытесняя примерно весь воздух, которым Левенталь когда-либо дышал.
Аллюзия очевидна, но отличительная черта книги в том, что Левенталь не святой: он довольно противный еврей, готовый накинуться на другого человека, стоит ему заподозрить, что тот его не любит из-за его национальности. Он путается, оправдывается и бежит от ответственности, сам не понимая, где он жертва, а где тиран. И чтобы не стать последним, он до последнего избегает любых решительных действий, даже если ситуация напрямую связана с жизнями его близких. Здесь также будет итальянский фашизм, про который обычно все забывают и который нанёс непоправимый вред самому себе, здесь будут сплошь персонажи-конструкты, которым сложно сочувствовать, а ещё здесь будет Олби. Невероятной силы персонаж Олби, от которого страшно хочется отмыться и прямо из душа выйти в окно. Олби, куски про которого невозможно читать, но невозможно и не читать: он тянется за тобой, как тянучка, напоминая, что ещё ничего не кончилось. Олби, который считает себя жертвой, но сделает своей жертвой кого угодно.
"Жертва" же, конечно, название-перевёртыш, применимое здесь примерно ко всем: к Олби, который действительно стал жертвой — собственной жертвой, к брату Левенталя и его сыновьям — жертвам домашнего (итальянского) фашизма, и, конечно, к самому Левенталю.
"Жертву" я читала в качестве книги-на-ночь, и когда вчера вечером я поняла, что меня под подушкой ждёт это, я буквально ощутила огромное чёрное отчаяние, а потом залпом прочитала её всю — чтобы больше не чувствовать этого. Этот текст — огромная чёрная воронка, поглощающая не какими-то зверствами, а именно ужасом бытового фашизма. От которого невозможно сбежать, куда бы ты ни спрятался.

@темы: о книгах

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

When in doubt, go to the library

главная